Новые материалы
-
01.12.202301.12.2023 Почему демону с тобой скучно? (Выпуск №270. Часть 2 (2))
-
01.12.202301.12.2023 Почему демону с тобой скучно? (Выпуск №270. Часть 2 (1))
-
05.11.202305.11.2023 Когда же второе пришествие или Бог продлил время? (Выпуск №270. Часть 1 (2))
-
05.11.202305.11.2023 Когда же второе пришествие или Бог продлил время? (Выпуск №270. Часть 1 (1))
-
23.10.2023Жесткая правда о религиях от Екатерины Коваленко. Ягода-малина….
-
22.10.202322.10.2023 Важное предсказание. И за что нам попущена война? (Выпуск №269. Часть 2 (2))
-
22.10.202322.10.2023 Важное предсказание. И за что нам попущена война? (Выпуск №269. Часть 2 (1))
-
06.10.2023СПАСАЙ МОИХ - Я СПАСУ ТВОИХ
-
05.10.202305.10.2023 Что делать если патриарх еретик? (Выпуск №269. Часть 1 (2))
-
05.10.202305.10.2023 Что делать если патриарх еретик? (Выпуск №269. Часть 1 (1))
-
13.09.2023Русские могут и пряником так отмотивировать...
-
12.09.202312.09.2023 Что значит «бракованная» зима? (Выпуск №268. Часть 2 (2))
-
12.09.202312.09.2023 Что значит «бракованная» зима? (Выпуск №268. Часть 2 (1))
-
27.08.202327.08.2023 Почему 300 семей имеют планы на нас, а мы нет? (2) (Выпуск №268. Часть 1 (2))
-
27.08.202327.08.2023 Почему 300 семей имеют планы на нас, а мы нет? (2) (Выпуск №268. Часть 1 (1))
-
10.08.202310.08.2023 Почему 300 семей имеют планы на нас, а мы нет? (Выпуск №267. Часть 2 (2))
-
10.08.202310.08.2023 Почему 300 семей имеют планы на нас, а мы нет? (Выпуск №267. Часть 2 (1))
-
19.07.202319.07.2023 Если христиан бы спрятать, то мир бы пришел ко Христу. (Выпуск №267. Часть 1 (2))
-
19.07.202319.07.2023 Если христиан бы спрятать, то мир бы пришел ко Христу. (Выпуск №267. Часть 1 (1))
Богослужение мирянским чином
Пандемия коронавируса полностью изменила жизнь общества, повлияв не только на социально-экономическую (светскую) составляющую, но и на церковно-религиозную жизнь граждан страны. Патриарх Всея Руси Кирилл призвал прихожан временно отказаться от посещения храмов, что стало серьезным ударом для большинства верующих, особенно в канун самого значимого для них праздника - Воскресения Господнего.
Не все деятели церкви и прихожане православных храмов разделили опасения патриарха. Службы продолжаются. И для тех православных, которые в силу жестких запретов не могут посещать храм, но жаждут Причастия Господнего и участия в Таинствах, выход есть - это богослужение мирянским чином.
Наш сайт предлагает всем православным познакомиться с подробным описанием проведения такого богослужения. Ссылку на оригинал вы найдете в конце статьи.
Источник:
Не все деятели церкви и прихожане православных храмов разделили опасения патриарха. Службы продолжаются. И для тех православных, которые в силу жестких запретов не могут посещать храм, но жаждут Причастия Господнего и участия в Таинствах, выход есть - это богослужение мирянским чином.
Наш сайт предлагает всем православным познакомиться с подробным описанием проведения такого богослужения. Ссылку на оригинал вы найдете в конце статьи.
Богослужение мирянским чином
Богослужение мирянским (мирским) чином — богослужение, совершаемое в отсутствие священника или епископа. Мирянским чином могут совершаться все службы суточного богослужебного круга, содержащиеся в Часослове. Мирским чином не может совершаться всего одна служба — Литургия, она заменяется службой Изобразительных.
Наиболее важные уставные правила, совершения мирянами богослужений суточного, седмичного и годового круга, а также молебствий, крестных ходов, панихид, литий и отпевания усопших при отсутствии священника:
Все богослужения при отсутствии иерея совершаются вне алтаря (алтарь закрыт, завеса Царских врат задёрнута, стихарь не одевается).
Все иерейские возгласы во всех случаях заменяются одним: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь».
За ектению во всех случаях произносится только «Господи, помилуй»:за великую и просительную ектении – 12 раз; за сугубую – 40 раз; за малую – по 3 раза. Вместо возгласа по окончании ектении произносится: «Молитвами святых отец наших,..» (см. выше).
Миряне могут возглашать прокимны, аллилуарии и «Бог Господь…» со стихами, как это и положено делать канонарху на богослужении.
Миряне могут читать Паримии, Апостольские и Евангельские зачала с аналоя на середине храма (не с амвона, и тем более не с алтаря). Все предваряющие и последующие иерейские возгласы («Вонмем», «Мир всем», «Премудрость, прости», «И о сподобитися нам…» и т.д.) – опускаются. Произносится только название зачала, например: «К Солунянам послание святаго апостола Павла чтение», «От Луки святаго Евангелиа чтение», и далее сразу читается текст зачала. При отсутствии богослужебного Апостола и Евангелия, тексты зачал можно определить по номерам глав и стихов, и прочитать их по обычному тексту Нового Завета. При чтении недопустимо никакое подражание диаконской или иерейской голосовой интонации – читать нужно просто, чётко, достаточно громко, с соблюдением смысловых пауз и интервалов.
Каждение совершается только ручной (домашней) кадильницей. Кусочек ладана кладётся на горячий уголёк и осеняется крестным знамением с молитвой: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Каждение совершается троекратным крестообразным движением руки с кадильницей: а) два раза вертикально – сверху вниз; б) один раз горизонтально – слева на право. Во время длительного каждения обычно про себя читается 50-й псалом. При небольшом каждении читается таже молитва что и на начало каждения: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Вместо богослужебного отпуста произносится краткий малый отпуст: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь».
На кратком отпусте, после поминовения Божией Матери, можно также помянуть храмового святого (которому посвящён храм); дневного святого (которому посвящён день седмицы); святого, которому совершалась служба («его же и память ныне совершаем»); и всех святых, которые празднуются в этот день («их же и память днесь»). По окончании богослужения молящиеся сами прикладываются ко св. Кресту, который для этого предварительно полагается на аналое за амвоном, или на середине храма рядом с храмовой иконой.
Следует помнить, что миряне не имеют права без священника: дерзать совершать Божественную Литургию; чинопоследования церковных Таинств (за исключением Таинства Крещения «страха ради смертнаго» – о чём будет сказано ниже); надевать священные облачения; совершать какие-либо священнодействия; преподавать мир и благословение; читать тайные, сугубо иерейские молитвы; произносить возгласы и ектении.
О возможности совершения Таинства Крещения мирянами в случае смертной опасности
Таинство святого Крещения при отсутствии священника и при смертной опасности возможно совершить любому православному христианину. Об этом говорят святые: блаж. Иероним, блаж. Августин, преп. Феодор Студит, Тертуллиан, и другие св.отцы и учителя Церкви. Об этом же говорит правило 14 Николы патриарха, 45 правило Никифора исповедника, сказано в Деяниях Апостолов (Деян. 6:1-6), (Деян. 8:38), (Деян. 9:17-18) и др.
«В случае крайности, когда готовящемуся к крещению грозит смертная опасность, за отсутствием священника, могут совершить крещение и миряне; при этом требуется только:
а) чтобы крещающий был православный,
б) чтобы точно произносил форму крещения при троекратном погружении,
в) если за сим крещающийся чрез мирянина будет жив, то крещение над ним должно быть дополнено молитвами и обрядами, относящимися к крещению» (Номок. в, бол. треб. 204, 205. Книг, о долж. пресв. §84).
На такой случай, в Требнике митрополита Петра Могилы имеется указание: «аще тамо будет священник, он да крестит, а не диакон; аще же диакон, он, а не иподиакон; аще же кой-либо буди от клирик, он, а не простец; аще муж, он, а не жена. Разве точию студа ради, достоит жене паче, неже мужу крестити младенца, или аще жена лучше умети будет изрещи форму крещения и водою облияти» (Требн. П. Мог. л. 8).
Кроме этого необходимо – «Для предупреждения случаев смерти детей без крещения, священник должен научать своих прихожан и в особенности женщин, служащих при рождении, тому, как они должны поступать в случаях близкой смерти младенцев, т.е. чтобы они знали совершительную форму крещения и могли бы сами совершить крещение над опасным младенцем, а также увещевать их, дабы в таких случаях немедленно давали бы ему знать» (О долж. пресв. приход. §84).
Поэтому, каждый должен знать краткий устав совершения св. Таинства Крещения. Читаются: «Царю Небесный» и «Трисвятое по Отче наш». После «Приидите поклонимся», читается Символ веры а затем совершается Таинство Крещения полным троекратным погружением.
Крещающий произносит: «Крещается раб(а) Божий (имя рек) во имя Отца (1-е погружение). Аминь. И Сына (2-е погружение). Аминь. И Святаго Духа (3-е погружение). Аминь».
(Эти совершительные слова св. Крещения необходимо знать каждому христианину! Важно эти слова знать женщинам, которые готовятся к родам, и акушеркам, которые будут принимать роды – чтобы в случае смертной опасности быстро окрестить младенца).
Во время троекратного погружения крещающий держит руку на голове крещаемого. После крещения произносится обычный отпуст. При невозможности полного погружения допускается крещение обливанием. Использовать желательно святую воду, но при нужде подойдет и любая вода. Можно предварительно в такую воду трижды опустить св. Крест, с чтением тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
В православной литературе описан случай, когда при полном отсутствии воды умирающий после преждевременных родов пятимесячный младенец был крещён собственной матерью крестообразным помазанием слюной на челе. Есть описание случаев, когда утопающие в результате кораблекрушения люди прямо в воде совершали крещение друг друга, призывая в свидетели Бога, и были, потом, чудесно спасены по Его божественной милости. В древних патериках описан также случай, когда в пустыне было совершено крещение умирающего песком, за неимением воды. Не следует забывать и о крещении кровью – когда человек перед мученической смертью исповедует Христа Спасителя и страдает за Него. Самокрещение допускается только в самых исключительных случаях.
Богослужение совершаемое одними мирянами не может заменить главного богослужения – Божественную Литургию, совершаемую только епископом или священником. Однако – хороший навык и привычка к участию в богослужении помогает и самим мирянам–чтецам – она учит их грамотно обращаться с богослужебными книгами, прививает интерес к Церковному Уставу и богослужебным текстам. Когда Октоих, Минеи и Часослов становятся не «темным лесом», а источниками знаний и молитвенного вдохновения, меняется не только наше понимание службы, меняемся мы сами – ведь эти тексты, эти книги составлены великими подвижниками веры и приобщение к ним оказывает каждому громадную душевную пользу. Молитвенные христианские гимны учат нас правильному обращению к Богу через опыт святых подвижников, вводит в мир истинной молитвы, в духовную жизнь Православия.
Источник: