Схиархимандрит Гавриил (Бунге) христианстве в нашем мире
Подписаться 645 |
1313 просмотров
|
|||||
|
Опубликовано: 17 окт. 2016 г.
Комментариев (0)
Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.
Комментариев пока нет
Текст занятия
Схиархимандрит Гавриил (Бунге) о христианстве в нашем мире.
- спасибо, батюшка, что вы смогли найти возможность, дать нам интервью, побеседовать с нами. И, первый вопрос, который хотелось бы задать. Вот, сейчас – очень трудное время во всем мире, возрастает агрессия, возрастает жестокость, раздражение, депрессия. Как вы сегодня видите современного человека? И, какие проблемы современного человека вам кажутся принципиально важными? Что бы вы могли рассказать, вообще, о нас?
- прежде всего, мне бы хотелось сказать, что время, в котором мы живем, оно всегда – самое важное, потому что, это наше время. Мы, христиане живем сегодня, и, именно сегодня, когда мы призваны дать подтверждение нашей верности Христу. У христианской веры очень длинная история. И, если, мы добавим к ней историю израильского народа, как предхристианский, как Ветхий Завет, то, мы можем сказать, что у нас достаточно большой опыт жизни в вере. По тем или иным причинам, существование христианина, существования народа божьего, оно никогда не было легким.
- спасибо, батюшка, что вы смогли найти возможность, дать нам интервью, побеседовать с нами. И, первый вопрос, который хотелось бы задать. Вот, сейчас – очень трудное время во всем мире, возрастает агрессия, возрастает жестокость, раздражение, депрессия. Как вы сегодня видите современного человека? И, какие проблемы современного человека вам кажутся принципиально важными? Что бы вы могли рассказать, вообще, о нас?
- прежде всего, мне бы хотелось сказать, что время, в котором мы живем, оно всегда – самое важное, потому что, это наше время. Мы, христиане живем сегодня, и, именно сегодня, когда мы призваны дать подтверждение нашей верности Христу. У христианской веры очень длинная история. И, если, мы добавим к ней историю израильского народа, как предхристианский, как Ветхий Завет, то, мы можем сказать, что у нас достаточно большой опыт жизни в вере. По тем или иным причинам, существование христианина, существования народа божьего, оно никогда не было легким.
Не думаю, что у христиан в первую эпоху, в эпоху мучениченичества, до времени Константина, что их время, их жизнь была легче, чем наша сегодня. Если и есть какая-то разница между нашим временем и временем прошлом, то это только то, что она заключается в глобализации, сегодня все глобальнее. Если сегодня что-то происходит в одной точке земного шара, то, вообщем, можно сказать, что это касается и всех остальных, живущих на других концах. Потому что, благодаря масс-медиа, все оказываются вовлечены в происходящее. И, конечно, очень сложно, практически невозможно, хранить дух беспристрастный, дух спокойный, из-за того, что мы постоянно оказываемся, вовлечены в ту информацию, в ту войну информационную, которая на нас вываливается через средства массовой информации. Подлинной информации, псевдо информации, но, так или иначе, мы вовлечены в этот поток, который изливается на нас.
- А, вот, как, возможно ли этому сопротивляться? И, можно ли научить этому детей? Потому что, например, сейчас обнародована статистика о том, что в Москве, за последний год, выросло в трое количество самоубийств среди подростков. И, одна из причин, которая называется в этом отчете, это потеря веры в будущее у детей.
- надо сказать, что, конечно, это очень понятно. Потому что, наше современное общество, как это видно на примере, потому что наше общество все меньше и меньше нуждается в человеке, в человеке рабочем, если можно так сказать. И, говорят, что на Западе, у нас говорят, что в самое ближайшее время, ожидаются очень большие сокращения среди сотрудников, потому что их работу смогут выполнять не люди, а роботы. Машины могут работать двадцать четыре часа в сутки, они не создают никаких проблем, у них нет запросов. Но, это говорит нам о том, что тысячи, тысячи молодых людей, которые сейчас, сегодня, только учатся – у них нет будущего. Потому что им нечем будет заняться, им нечего будет делать. И, мне приходилось довольно часто встречаться с молодежью, с подростками, и немного старше, до тридцати лет, у которых нет никакой мотивации в жизни, потому что, они ничего не делают в жизни, потому что не мотивированы. Вот, почему не интересно. Нет никакого единого решения, по которому можно было бы сказать этим людям: «сделай то, сделай это, и все получится». И, даже на собственном примере могу сказать, что даже какой-то хороший совет, к которому можно обратиться этим людям, вряд ли, решит полностью эту проблему и не даст духовную мотивацию человеку.
- а можно вас попросить рассказать о тех людях, которые, просто, вас поразили и в которых вы увидели настоящее христианство? Как говорил митрополит Антоний Сурожский: «Невозможно прийти к Богу, если ты не видел свет вечной жизни в глазах другого человека».
- вот, для меня человек, который живет немножко отшельником, в затворе, эти и другие люди, в которых, как бы, я вижу свет Христа – это люди, которые приходят в наш скит. И, в этом смысле, у меня немножко привилегированное положение – я, как бы, нахожусь в более выигрышном положении, чем другие, потому что эти люди приходят. Потому что мои встречи – это встречи с людьми, которые, либо находятся в духовном поиске, либо. Которые, уже, как бы, оцерковились, как мы сегодня сказали. У меня с ними устанавливаются какие-то отношения, контакты. И, с этими людьми, которые ко мне приходят у меня складываются какие-то отношения, духовные отношения, дружеские отношения. Многие их тех людей, которые ко мне приходили, становятся православными. Потому что они находят свет. Который они всегда искали, они находят его в православной вере. И, в этом смысле, у меня, конечно, немножко выигрышное, привилегированное положение. Я не выхожу, и не нахожусь среди людей в пробках, где рыночные площади, для людей, которые слышат об этом впервые.
- но, вот, кого бы вы могли назвать в числе своих учителей? Сейчас люди приходят к вам, как к учителю и наставнику. А, кто те, кого вы считаете своими учителями и наставниками?
- но, вы знаете, что я был католиком большую часть своей жизни, и я был крещен в католической церкви. И, хотя, в юности я не был практикующим христианином, и, на протяжение своей жизни, я встречал очень множество людей удивительных, исключительных, цельных, которые, все эти люди в той или ной манере, в той или иной степени, наложили отпечаток на мою жизнь, оставили след в ней. И, конечно, же, в начале моей жизни, это были католики, с которыми я встречался. Я помню священника, который готовил меня к первому причастию. Вы знаете, что у католиков проходит некоторое время между крещением и первым причастием. Первое причастие происходит, как правило, в семидесятилетнем возрасте. Это был священник, который всегда был одет традиционно, он должен был ходить в подряснике в сутане. Он был очень таким скрытным, ну, не то чтобы скрытным, таким замкнутым. И, я помню, когда он нас готовил к первому причастию, то основы веры он нам объяснял с помощью каких-то наглядных картинок, каких-то методических пособий в стиле девятнадцатого века на картоне, на которых объяснялись важнейшие этапы земной жизни Иисуса Христа и жизни церкви. Вспоминая одного архимандрита греческого, который был наместником скита, тоже находящегося в таком, некоторой изоляции, практически, как мой монастырь. Но, если мой монастырь находится в лесу, то его монастырь находился в скалах. Греческий мой был в то время достаточно бедным, поэтому общение проходило, достаточно, бессловесно. И, уже после того, как я поступил в католический монастырь, я общение с этим греческим архимандритом продолжил. Он мне писал духовные письма, которые мне переводил один из моих собратьев, который хорошо знал греческий язык. И, этот человек. Которому уже в то время было больше восьмидесяти лет, был и остается для меня некоторой иконой, потому что наше общение очень многое мне дало, потому что он очень многие вещи мне осветил в моем понимании. И, когда я поступил в монастырь, то игумен монастыря, аббат, он был человеком искренним, правдивым. Для меня - это одна из главных добродетелей. И, именно он направил меня в Бельгию, где я поступил в монастырь к бенедиктинцам. И, в Бельгии состоялось знакомство еще с одним человеком, который тоже очень много значил в моей жизни, это был игумен монастыря траппистов. Первоначально, он, будучи игуменом, не мог посвящать мне время, для того, чтобы быть моим наставником. Затем, уйдя на покой, он в течение пятнадцати лет был моим духовным отцом, у которого я исповедовался. Другая встреча, которая оставила след в моей духовной жизни, это встреча с румынским старцем Клеопой. Я вспоминаю наше общение с ним и беседы о молитве. Ну, у вас есть на русском языке «Житие старца Клеопа», написанное отцом Ионикием. Он был знаком со старцем Клеопой. И, я помню, что после нашей встречи с ним, я вывез от него под своим подрясником рукопись его книги об аскетах начала двадцатого века, которую хотели опубликовать на западе, потому что, в то время, это было невозможно сделать в его родной стране, в Румынии. И, таких людей было очень много, о которых я могу рассказать, сыгравших важную роль в моей жизни. Когда, первый раз я пребывал на Афоне, то я не смог повстречаться с отцом Паисием, потому что, он, как раз, незадолго до этого скончался. Счастливо встретился на Афоне с одним отшельником, истинным борцом духа, который очень-очень многое мне поведал, что для меня важно. Для того, чтобы эти встречи принесли плоды в вашей душе, необходимо некоторое ваше участие. Это, прежде всего, зависит от вас, насколько вы настроены и готовы отвечать на то, что слышите.
- А, вот, как, возможно ли этому сопротивляться? И, можно ли научить этому детей? Потому что, например, сейчас обнародована статистика о том, что в Москве, за последний год, выросло в трое количество самоубийств среди подростков. И, одна из причин, которая называется в этом отчете, это потеря веры в будущее у детей.
- надо сказать, что, конечно, это очень понятно. Потому что, наше современное общество, как это видно на примере, потому что наше общество все меньше и меньше нуждается в человеке, в человеке рабочем, если можно так сказать. И, говорят, что на Западе, у нас говорят, что в самое ближайшее время, ожидаются очень большие сокращения среди сотрудников, потому что их работу смогут выполнять не люди, а роботы. Машины могут работать двадцать четыре часа в сутки, они не создают никаких проблем, у них нет запросов. Но, это говорит нам о том, что тысячи, тысячи молодых людей, которые сейчас, сегодня, только учатся – у них нет будущего. Потому что им нечем будет заняться, им нечего будет делать. И, мне приходилось довольно часто встречаться с молодежью, с подростками, и немного старше, до тридцати лет, у которых нет никакой мотивации в жизни, потому что, они ничего не делают в жизни, потому что не мотивированы. Вот, почему не интересно. Нет никакого единого решения, по которому можно было бы сказать этим людям: «сделай то, сделай это, и все получится». И, даже на собственном примере могу сказать, что даже какой-то хороший совет, к которому можно обратиться этим людям, вряд ли, решит полностью эту проблему и не даст духовную мотивацию человеку.
- а можно вас попросить рассказать о тех людях, которые, просто, вас поразили и в которых вы увидели настоящее христианство? Как говорил митрополит Антоний Сурожский: «Невозможно прийти к Богу, если ты не видел свет вечной жизни в глазах другого человека».
- вот, для меня человек, который живет немножко отшельником, в затворе, эти и другие люди, в которых, как бы, я вижу свет Христа – это люди, которые приходят в наш скит. И, в этом смысле, у меня немножко привилегированное положение – я, как бы, нахожусь в более выигрышном положении, чем другие, потому что эти люди приходят. Потому что мои встречи – это встречи с людьми, которые, либо находятся в духовном поиске, либо. Которые, уже, как бы, оцерковились, как мы сегодня сказали. У меня с ними устанавливаются какие-то отношения, контакты. И, с этими людьми, которые ко мне приходят у меня складываются какие-то отношения, духовные отношения, дружеские отношения. Многие их тех людей, которые ко мне приходили, становятся православными. Потому что они находят свет. Который они всегда искали, они находят его в православной вере. И, в этом смысле, у меня, конечно, немножко выигрышное, привилегированное положение. Я не выхожу, и не нахожусь среди людей в пробках, где рыночные площади, для людей, которые слышат об этом впервые.
- но, вот, кого бы вы могли назвать в числе своих учителей? Сейчас люди приходят к вам, как к учителю и наставнику. А, кто те, кого вы считаете своими учителями и наставниками?
- но, вы знаете, что я был католиком большую часть своей жизни, и я был крещен в католической церкви. И, хотя, в юности я не был практикующим христианином, и, на протяжение своей жизни, я встречал очень множество людей удивительных, исключительных, цельных, которые, все эти люди в той или ной манере, в той или иной степени, наложили отпечаток на мою жизнь, оставили след в ней. И, конечно, же, в начале моей жизни, это были католики, с которыми я встречался. Я помню священника, который готовил меня к первому причастию. Вы знаете, что у католиков проходит некоторое время между крещением и первым причастием. Первое причастие происходит, как правило, в семидесятилетнем возрасте. Это был священник, который всегда был одет традиционно, он должен был ходить в подряснике в сутане. Он был очень таким скрытным, ну, не то чтобы скрытным, таким замкнутым. И, я помню, когда он нас готовил к первому причастию, то основы веры он нам объяснял с помощью каких-то наглядных картинок, каких-то методических пособий в стиле девятнадцатого века на картоне, на которых объяснялись важнейшие этапы земной жизни Иисуса Христа и жизни церкви. Вспоминая одного архимандрита греческого, который был наместником скита, тоже находящегося в таком, некоторой изоляции, практически, как мой монастырь. Но, если мой монастырь находится в лесу, то его монастырь находился в скалах. Греческий мой был в то время достаточно бедным, поэтому общение проходило, достаточно, бессловесно. И, уже после того, как я поступил в католический монастырь, я общение с этим греческим архимандритом продолжил. Он мне писал духовные письма, которые мне переводил один из моих собратьев, который хорошо знал греческий язык. И, этот человек. Которому уже в то время было больше восьмидесяти лет, был и остается для меня некоторой иконой, потому что наше общение очень многое мне дало, потому что он очень многие вещи мне осветил в моем понимании. И, когда я поступил в монастырь, то игумен монастыря, аббат, он был человеком искренним, правдивым. Для меня - это одна из главных добродетелей. И, именно он направил меня в Бельгию, где я поступил в монастырь к бенедиктинцам. И, в Бельгии состоялось знакомство еще с одним человеком, который тоже очень много значил в моей жизни, это был игумен монастыря траппистов. Первоначально, он, будучи игуменом, не мог посвящать мне время, для того, чтобы быть моим наставником. Затем, уйдя на покой, он в течение пятнадцати лет был моим духовным отцом, у которого я исповедовался. Другая встреча, которая оставила след в моей духовной жизни, это встреча с румынским старцем Клеопой. Я вспоминаю наше общение с ним и беседы о молитве. Ну, у вас есть на русском языке «Житие старца Клеопа», написанное отцом Ионикием. Он был знаком со старцем Клеопой. И, я помню, что после нашей встречи с ним, я вывез от него под своим подрясником рукопись его книги об аскетах начала двадцатого века, которую хотели опубликовать на западе, потому что, в то время, это было невозможно сделать в его родной стране, в Румынии. И, таких людей было очень много, о которых я могу рассказать, сыгравших важную роль в моей жизни. Когда, первый раз я пребывал на Афоне, то я не смог повстречаться с отцом Паисием, потому что, он, как раз, незадолго до этого скончался. Счастливо встретился на Афоне с одним отшельником, истинным борцом духа, который очень-очень многое мне поведал, что для меня важно. Для того, чтобы эти встречи принесли плоды в вашей душе, необходимо некоторое ваше участие. Это, прежде всего, зависит от вас, насколько вы настроены и готовы отвечать на то, что слышите.
Смотрите также: